Споры, связанные с защитой прав потребителей, вытекают из правоотношений сторон, которые подпадают под действие закона «О защите прав потребителей».
Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями, с одной стороны, и между изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, с другой стороны, при продаже последними товаров (выполнении работ, оказании услуг).
При этом, под потребителем закон подразумевает всегда именно физическое лицо, а под продавцом, изготовителем, исполнителем, импортером только юридическое лицо (организацию) или индивидуального предпринимателя.
Данный Закон устанавливает условия реализации прав потребителей и порядок их защиты в том случае, если потребителю был продан товар ненадлежащего качества (некачественно оказана услуга, не выполнены оговоренные работы).
Основные положения Закона «О защите прав потребителей» устанавливают следующее:
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Потребитель вправе предъявить вышеуказанные требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они были обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется фабричный чек или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.
Перечень товаров, неподлежащих обмену по основаниям, указанным выше, утверждается Правительством Российской Федерации.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению только в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утвержден Правительством Российской Федерации.
От товара, проданного дистанционным способом, потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, проданного дистанционным способом, не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель справе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
При отказе покупателя от товара, проданного дистанционным способом, продавец обязан возвратить ему уплаченную денежную сумму (за исключением расходов продавца на доставку) не позднее чем через десять дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования.
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Законом предусмотрена неустойка в размере 1% за просрочку удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара, неустойка в размере 0,5% за просрочку передачи предварительно оплаченного товара, и неустойка в размере 3% за просрочку выполнения работ и при просрочке удовлетворения требований потребителя при выполнении работ.
Исковое заявление по защите прав потребителей способно включать как одно, так сразу и несколько требований в зависимости от ваших пожеланий.